Главная » 2011 » Июль » 21 » Tigran Alikhanov, Moscow String Quartet - Taneyev: Piano Quintet Op.30 / Mendelssohn: Piano Quartet Op.3 (2008)
22:05
Tigran Alikhanov, Moscow String Quartet - Taneyev: Piano Quintet Op.30 / Mendelssohn: Piano Quartet Op.3 (2008)
Исполнитель: Tigran Alikhanov, Moscow String Quartet Название альбома: Taneyev: Piano Quintet Op.30 / Mendelssohn: Piano Quartet Op.3 Год записи: 2008 Год выпуска диска: 2008 Лейбл: Мелодия Стиль: Chamber music Catalog# MEL CD 10 01240 Рип: Exact Audio Copy (AccurateRip) Формат рипа: APE (image) + CUE + LOG, foto Длительность звучания: 76:33 Размер архива: 406 mb, 3% для восстановления Скачать с: megaupload.com Источник: Собственная коллекция
"...Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике."
Из статьи wiki o С.И. Танееве
Track List:
Sergei Ivanovich Taneyev (1856–1915)
Quintet For Piano, Two Violins, Viola And Cello In G Minor, Op. 30: 1 1. Introduzione. Adagio molto. Allegro patetico 17.54 2 2. Scherzo. Presto. Moderato teneramente 6.17 3 3. Largo 10.28 4 4. Finale. Allegro vivace 9.44
Felix Mendelssohn-Bartholdy (1809–1847)
Quartet for Piano, Violin, Viola and Cello No.3 in B minor, opus 3 5 1. Allegro molto 9.19 6 2. Andante 7.14 7 3. Allegro molto 5.14 8 4. Finale. Allegro vivace 9.59
Personnel:
Tigran Alikhanov, piano (1–8)
Moscow String Quartet:
Yevgenia Alikhanova, first violin (1–8); Valentina Alykova, second violin (5–8); Tatiana Kokhanovskaya, viola (1–8); Olga Ogranovich, cello (1–8)
Произведения, представленные на этом диске, на первый взгляд имеют больше различий, чем сходств. Квартет, написанный юношей Мендельсоном в 1824 году, стоит у истоков романтического камерного ансамбля. Одновременно с ним Бетховен писал свои самые последние струнные квартеты и Девятую симфонию. Квинтет Танеева, появившийся в 1909 году – его последнее крупное камерное произведение, завершающее собой целую эпоху в русском камерном исполнительстве. В эту же пору Шенберг пишет свои первые атональные опусы, в Аркее безумствует Сати, а в далекой Америке Айвз ставит свои смелые авангардные эксперименты. Но если приглядеться внимательнее, то можно увидеть, что нити, связывающие их помимо общности жанра (фортепианный ансамбль), тянутся через все барьеры культур, эпох и возрастов. Между Танеевым и Мендельсоном существует прямая связь через Лейпциг, где Мендельсоном была основана консерватория, выпустившая братьев Рубинштейнов. У Николая Григорьевича, «великого художника», великолепного пианиста и виртуоза-ансамблиста, учился Танеев. Именно от него он воспринял любовь к камерному ансамблю, как и его учитель и друг – Петр Чайковский, также пристально приглядывавшийся к немецкой камерной музыке и апологизировавший творчество Антона Григорьевича Рубинштейна, для которого Мендельсон всегда оставался образцом стиля и мастерства. И над обоими произведениями – вступающего в жизнь юноши Феликса Мендельсона и умудренного жизнью, чудаковатого мастера Сергея Танеева будто простерла свои крылья классическая муза, вдохновлявшая Баха и Бетховена, кумиров Мендельсона и Танеева.Уже в первых тактах мендельсоновского квартета ощутимо влияние Бетховена («Пасторальной» сонаты, соч. 28). Форма первой части кажется еще более строгой и монолитной, чем у классиков: Мендельсон прибегает здесь к специфическому трюку, строя тему побочной партии на одном из мотивов главной, чтобы подчеркнуть единство материала. Развитие в разработке идет четкими «квадратами». Градус накала драматизма, однако, снижен по сравнению с бетховенским: элегические настроения, столь характерные для Мендельсона, преобладают в первой части, и впадают в нежность и проникновенность в следующем за ним Andante, также мастерски сделанного по форме. Для вершин камерного стиля Мендельсона – ре-минорного трио, фа-минорного квартета, такое сопоставление будет очень характерно. «Мендельсоновскими» по характеру являются и полетно-колючее скерцо, и бурный, наполненный танцевальными аллюзиями финал. Юношеская непосредственность чувств Мендельсона в сочетании с отточенной, как у зрелого мастера, формой, напоминает юношеские безопусные квартеты Бетховена, написанные для того же состава по моцартовскому образцу в 1785–1786 годах. Кажется, что Бетховен, дерзко разрушавший каноны классических форм в своих поздних камерных вещах, умудрился именно здесь передать классическую эстафету юному гению.Танеевский квинтет формально лежит в русле поздних бетховенских откровений: пристально изучая наследие Палестрины и других мастеров Возрождения в поздние годы, Бетховен вновь поднял контрапунктическое знамя, долго лежавшее в пыльном углу его эпохи. Танеев же высоко поднял его над Россией; от «Иоанна Дамаскина» (соч. 1) до Квинтета и последней кантаты («По прочтении псалма») его музыка насыщена тончайшим ощущением соединяющихся в сложное единое целое горизонтальных контрапунктических линий. Квинтет, при всем своем драматизме и яркой событийности, чередующейся с проникновенной лирикой, виртуозности партий и эффектности ансамблевых приемов, привлекает именно своим «строительным материалом», будто выросшим из баховской эпохи, обработанным в духе бетховенского волевого, напряженного развития и богато декорированном позднеромантическими, типичными для Чайковского и Рубинштейна деталями. Такова, к примеру, третья часть, написанная в форме пассакальи – барочных вариаций на выдержанный бас. Двутактовая тема, проходящая у разных инструментах и в разных тональностях, неизменна на протяжении всей части, но характер окружающих ее голосов все время придает ей разный характер: от торжественного шествия до чувствительного и хрупкого романса. Крайние части соединяют общие темы: весь материал их как бы задан в мрачноватой теме вступления ко всему квинтету. Даже светлая и торжествующая побочная партия I части, которой заканчивается весь квинтет, аккуратно, по классическим законам выведена из главной (а та, в свою очередь, из вступления). Образующаяся между суровым вступлением и торжествующей кодой Квинтета «арка» может напомнить вновь о бетховенских циклах – вплоть до Пятой и Девятой симфоний с их девизом «через борьбу – к победе».Музыка Мендельсона и Танеева, которую вы слушаете – лучшее доказательство того, что в романтическую эпоху камерная музыка оставалась неким островком стабильности в бушующем море поисков новых форм в симфонии и опере. И это дало ей возможность сохранить свою актуальность в первой, «антиромантической» половине ХХ века, в эпоху Хиндемита, Шостаковича и Стравинского, по-своему продолживших классические традиции в своих камерных сочинениях.
Тигран Алиханов родился и вырос в своеобразной семье. Отец – Алиханов Абрам Исаакович – был крупнейший ученый-физик, академик, Герой Социалистического труда, лауреат всевозможных премий, создатель и первый директор Института теоретической и экспериментальной физики (ныне ИТЭФ им. А. И. Алиханова), занимавшийся физикой атомного ядра и космических лучей. Мать – Слава Соломоновна Рошаль – скрипачка, солистка Московской филармонии, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Так, волею судьбы оказавшись между физиками и лириками, сам Тигран Алиханов выбрал все-таки музыку…
Тигран Алиханов:«Мое тяготение к камерной музыке – это, конечно, достижение мамы. Когда мне было 12 или 13 лет, мне была поставлена на пюпитр «Весенняя соната» Бетховена, и мама, так сказать, мне предложила ее сыграть. С этого момента все и началось. Хотя, вообще, любовь к камерной музыке и ее знание начались гораздо раньше. Мама играла дома эти сонаты, я сидел под роялем, и мне это ужасно нравилось. <…> Конечно, я переиграл музыку самых разных составов, начиная от сонат и кончая секстетами. Но особую радость мне доставляет игра с большими ансамблями, и в частности игра со струнным квартетом, она всегда для меня имела очень большое значение. <…> Я никогда не предпочту сольный фортепианный репертуар камерному музицированию и камерной педагогике. Именно параллельно всегда и то, и другое».