jazzcrazy | Дата: Суббота, 24.08.2013, 12:56 | Сообщение # 1 |
Журналист
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Статус: Offline
| источник: journal.jazz.ru
За две минуты до полуночи с 20 на 21 августа в своём доме в городке Порт-Вашингтон (штат Нью-Йорк) на 96 году жизни скончалась легендарная джазовая пианистка и радиоведущая Мэриэн Макпартланд.
С 4 июня 1978 по 10 ноября 2011 она вела на Национальном общественном радио США (NPR) еженедельную часовую программу «Джаз за роялем» («Piano Jazz»). Ни одна другая программа этой сети, охватывающей около 400 радиостанций в США, не выходила в эфир так долго. За 33 года выхода в эфир гостями программы Макпартланд побывали практически все значимые джазовые музыканты. Известность и качество программ Мэриэн, в которых она и беседовала, и музицировала со своими гостями, находились на столь высоком уровне, что более десятка выпусков были изданы для коммерческого распространения на компакт-дисках и виниле (в частности, выпуски с участием Билла Эванса, Мэри-Лу Уильямс, Ширли Хорн, Лайонела Хэмптона, Диззи Гиллеспи и др.). Marian McPartland, 2006
Обладая энциклопедическим знанием истории джаза, талантом интервьюера и глубочайшим пониманием практически любого джазового стиля, она могла не только интересно побеседовать с гостем программы, но и сыграть с ним дуэтом — всегда адекватно стилю партнёра, всегда на высоком уровне музыкальной компетентности. Саксофнист Билл Киршнер любил вспоминать, как в 2004 г., придя на эфир к 86-летней Макпартланд, предложил ей, после нескольких стандартов, вместе сыграть свободную импровизацию — и пианистка тут же бестрашно заиграла с ним «фри-импров». МузыковедДэвид Дэмси слушал выступление Макпартланд в университете, где он учился, в 1980-е гг.; по окончанию программы Мэриэн вызвали на бис, и она предложила публике выбрать, какую тему ей сыграть. Два самых громких голоса одновременно выкрикнули «Girl From Ipanema» и «Giant Steps» — и пианистка в ту же секунду заиграла тему томной бразильской босса-новы, точнейшим образом накладывая её на сложную гармоническую сетку колтрейновской темы! Дэвид подошёл к ней после концерта, чтобы выразить восхищение такой способностью к моментальной регармонизации и настолько глубоким знанием джазовых стилей и репертуара, на что Мэриэн со своим обычным юмором ответила: «Времени уже не оставалось, концерт был слишком длинный, пришлось совместить темы».
В студии программы «Piano Jazz«: Мэриэн Макпартланд интервьюирует пианиста Рэмзи Луиса ( Ramsey Lewis) Photo: Melisa Goh, NEA
В 2004-м Макпартланд стала лауреатом премии «Грэмми» — не за какую-то отдельную работу, а по совокупности заслуг в течение жизни. За четыре года до этого, в 2000-м, она получила высшую джазовую премию США — NEA Jazz Master, а в 2010-м её родная страна, Великобритания (в США Мэриэн жила только с 27-летнего возраста), наградила её Орденом Британской Империи — высшей гражданской наградой государства.
В последние два года «PianoJazz» выходит в записи — Национальное общественное радио повторяет сотни записанных ранее выпусков программы с Макпартланд в роли ведущей — а новые выпуски, выходящие в другое время, записывает 52-летний пианист Джон Уэбер под названием «Piano Jazz Rising Stars» («Восходящие звёзды джазового рояля»), приглашая к участию в них в основном музыкантов молодого поколения. Мэриэн Макпартланд ушла на покой в 92-летнем возрасте, а в последние годы перенесла несколько инсультов и регулярно подолгу находилась в больнице, но ещё в июне 2013 года, в возрасте 95 лет, встречалась с читателями, отвечала на их вопросы и подписывала экземпляры книг в книжном магазине в Хантингтоне, в часе езды от своего дома: в 2005-м вышла её собственная книга «Marian McPartland’s Jazz World: All In Good Time (Music in American Life)», а в 2012-м известный джазовый критик и историк джаза Пол ДеБаррос выпустил подробную биографию Мэриэн, «Shall We Play That One Together? The Life and Art of Jazz Piano Legend Marian McPartland». Читать дальше на journal.jazz.ru
|
|
| |