Представьте себе филармонический зал: чинная публика,неспешные разговоры, занавес, программки. В них написано: вечер французского импрессионизма, композитор Эрик Сати, исполняет французское же трио — пианист Жак Лузье, контрабасист Бенуа Дюнойе де Сегоньяк (Benoit Dunoyer de Segonzac) и барабанщик Андрэ Арпино (Andre Arpino).
Среди непосвященных легкое недоумение:ну, контрабас — это еще может быть (хотя естественнее выглядела бы виолончель),но барабаны-то что здесь делают (может быть, имеются в виду литавры)? Но вот подымается занавес, и все видят на сцене пианистаза роялем, контрабасиста (почему-то без смычка) и, действительно, настоящую ударную установку с многочисленными тарелками. Слышны первые классические аккорды, а вместе с ними... мягкий джазовый перебор контрабаса, легкий звон тарелок и мерный перестук-перешептывание щеток по барабанам.
В зале нарастающий шум — половина слушателей в легкой панике: что за профанация,откуда этот налет легкомысленности и такие чуждые классике ритмы? Вторая вещь подтверждает самые худшие опасения «правоверных консерваторов»: Сати исполняется типичным джазовым трио с типичным, хотя и несколько приглушенным свингом, что, конечно, есть эпатаж и посягание на устои. Самые недовольные спешат удалиться и требуют в кассе деньгио братно, громко возмущаясь и полагая себя обманутыми. Остальные, видя,что определенная часть зала не обращает на них внимания и внимательно слушает трио, решает остаться, и... с началом третьей вещи, «Gnossenie No.3», со сцены вдруг проливается рояльным арпеджио такая истинно сатиевская светлая грусть, очень тактично подчеркнутая ритм-секцией, что и последовавшие в середине пьесы чисто джазовые импровизации уже не могут поколебать желания даже наиболее недоверчивых остаться и дослушать музыку до конца. Они не обманулись в своих ожиданиях.
Основное определяющее слово, которое характеризует отношение музыкантов к первоисточнику их концерта,уже прозвучало — не побоюсь повторить его вновь. Жак Лузье предельно тактичен в своих обработках и относится к произведениям Сати не просто как к основе для импровизации, а вполне по-филармонически, только согласно древним традициям,когда не стеснялись играть чужие вещи по-своему. Если искать аналогии,то он играет оригинальные пьесы французского композитора, только со своими обширными каденциями и оригинальным аккомпанементом. Невозможно было удержаться и не проверить этот альбом(а заодно и предыдущие его работы — джазовые обработки Баха и Вивальди)на музыкантах-классиках. Первая реакция — узнавание, слегка возмущенное,зато впоследствии все это перерастает в неподдельный интерес, и прослушивание независимо от окончательного суждения всегда продолжается до самого конца самой последней вещи. Самое интересное, что реакция любителей чистого джаза имеет несколько другое начало — как правило, слегка пренебрежительное,зато абсолютно идентичный финал. Совершенно равнодушным эта музыка еще никого на моей памяти не оставляла.
Track List
1.Gyrnnopedis No 1 Var 1 2.Gyrnnopedis No 1 Var 2 3. Gnossienne No 3 4. Gnossienne No 6 5.Gnossienne No 2 6.Gnossienne No 1 7.Gnossienne No 4 8.Gnossienne No 5 9.Gnossienne No 1 1 Var 4 10.Gnossienne No 1 11.Pas a pas
Personnel
Jacques Loussier, piano Benoit Dunoyer de Segonzac, bass Andre Arpino, drums