Эдди Луисс – французский джазовый органист, певец и пианист.
Биография.
Годы юности и взросление.
Эдди Луисс (настоящее имя Edouard Louise), родился 2 мая 1941 года в Париже. Его отец, выходец с Мартиники (остров из центральной части архипелага Малые Антильские острова, колония Франции на севере Южной Америки), обосновался во Франции в 25 лет и посвятил себя музыке. Будучи трубачем и гитаристом, создал оркестр, который выступал в Париже в 50-е годы. «В эту эпоху,- вспоминает Эдди Луисс – обстоятельства были очень благоприятны для музыкантов. Не было телевидения и сегодняшнего изобилия дисков. Феномена дикотек еже не существовало. Во всех бульварных пивных и кафе звучала живая музыка. Здесь играли и джаз, и шансон, и танго, и народную музыку». Вдохновленный своим отцом, а также матерью, школьной учительницей музыки Эдди с 5 лет берет уроки фортепиано, затем учится в консерватории гармонии и сольфеджио, летом поет и играет в отцовских ансамблях в различных казино. « Это было прекрасно. Днем мы купались, а вечром играли. Наш репертуар включал в себя модные в то время танцы: румба, ча-ча-ча,танго, пасодобль, а также джаз».
Эдди оставил школу в 16 лет, чтобы целиком посвятить себя игре в оркестрах отца. Чуть позже он начал проникать в мир джаза. В компании с Jean-Francois Jenny-Clark и Aldo Romano он играет в клубах «Хамелеон» и «Chat qui Pêche». Слушая диски Милта Джексона, он открыл для себя вибрафон и стал самостоятельно изучать этот инструмент. Также было и с трубой. « Я увидел спектакль Хавьера Кугата, в которм человек с двумя сыновьями играли на трубе фрагменты «Карнавала в Венеции». Я купил трубу поприсил отца показать мне примеры игры».
Барабанщик Даниель Хумейр (Daniel Humair) предложил ему в 1961 году сделать первую профессиональную запись на лейбле "Tabou". Также вместе с молодым барабанщиком, выходцем из Швейцарии, он записывает свой первый диск для фирмы "Vega", альбом "The Connection", сыгранный с "Daniel Humair Soulnet" в который входили Sonny Grey, Jean-Louis Chautemps и Luis Fuentes.
Год спустя Эдди получает шанс выпустить в качестве лидера 45-пятку с танцевальной музыкой. Сегодня можно честно сказать, что диск не имел успеха. К счастью, непредвиденное обстоятельство меняет его жизнь. От Arrigo Lorrenzini он узнает, что Mimi Perrin безуспешно ищет вокалиста в свою группу «Double-Six». Порепетировав 2 недели, Эдди был принят в состав. Вместе с Mimi Perrin и «Double-Six» Эдди колесит по миру. Во время турне по Канаде он обнаруживает в одном из кабачков орган «Hammond».
«Я стал на нем упражняться, это меня покорило. Музыка Джимми Смита производила на меня в то время сильное впечатление. Понемногу орган стал мне необходим. Существовало, наверное, четыре или пять органов Hammond» на весь Париж. В конце концов я купил один из них. Желание играть сделало все остальное. Так всегда, настоящий двигатель всей музыки это желание ощутить новые эмоциию.»
После 10 месяцев военной службы, где он больше играл на трубе, чем маршировал, Эдди, как и большинство джазовых музыкантов того времени, болтался по различным студиям звукозаписи, часто со своим другом Louigi Trussardi. Однажды он встретил молодого певца, который потом будет одним из постоянных членов его оркестра втечение 13 лет. Речь идет, конечно, о Claude Nougaro.
ТРУБАЧ, ПИАНИСТ и ОРГАНИСТ Международного уровня.
Эдди очень быстро становится одним из самых востребованных музакантов Парижской сцены, и Академия Джаза присуждает ему в 1964 году "Премию имени Джанго Рейнхарда". В этом же году он становится участником большого оркестра Yvan Jullien, сначала в качестве трубача, а затем пианиста и органиста. Этот опыт позволил ему выпустить несколько великолепных дисков. Эдди регулярно играет в «Хамелеоне» вместе с Pierre Cullaz и Jean-Louis Viale, позже с Daniel Humair и Jean-Luc Ponty. Эта компания под названием «trio HLP» записала в 1966 году прямо в «Хамелеоне» 3 диска, переизданных несколько лет спустя двойным альбомом на Dreyfus Jazz (Daniel Humair, Eddy Louiss, Jean-Luc Ponty - Live at "Caméléon" (Paris) 1968). Играя вместе с Jimmy Gourley в джазовом клубе Blue Note он встретил Кенни Кларка, в то время штатного барабанщика Бада Пауэлла. «Однажды Кенни предложил мне заменить Лу Беннета, уехавшего в Испанию. Мы образовали трио с гитаристом Jimmy Gourley, которого позже заменил Рене Томас. Я многому научился общаясь с Кенни с 1968 по 1974 г.г. и в музыкальном и в общечеловеческом плане. Он был для меня чем-то вреде духовного отца, хотя между нами совершенно не было классических отношений «мэтр-ученик». Надо сказать, что мы почти каждый вечер играли вместе и каждый вечер он заставлял меня все больше контролировать самого себя без слов, только силой своей музыки». Диск выпущенный в 1968 году совместно с Rene Thomas "Flomela", недавно переизданный на Dreyfus Jazz - подтверждение магии этого триумфального трио.
Другая важная встреча. Как- то вечером в Blue Note, где Эдди играл вместе с Rene Thomas и Bernard Lubat, какой-то человек подошел к ним, во время паузы и предложил стаканчик и ... его ангажемент. Это был Stan Getz, с которым Эдди немного играл в начале 70-х годов. Единственный диск, записанный в 1971 году, свидетельствует об этой замечательной встрече. В 1970 Эдди Луисс выступает на престижной сцене театра Аполло в Нью Йорке побеждает в опросе американского музыкального издания Down Beat. В это же время едет в Осаку на фестиваль победителей "European Down Beat Poll Winners". В связи с этим выпускает на MPS вместе с John Surman, Niels Henning Oersted-Pedersen и Daniel Humair альбом "Our Kind of Sabi". В 1972 году записывает 2 альбома под своим именем в Америке и участвует в 1972, 1977, 1978 годах в большинстве сессий на лэйбле Festival со Стефаном Граппелли.
ИЗМЕНЕНИЯ ПУТИ И РИТМА.
В начале 1977 г. Эдди Луисс решает изменить жизнь: « Мне начал надоедать мой образ жизни: дороги, концерты, чемоданы, укладивание спать в 3 часа утра, выпивка… Мой друг, Gaetan Dupenher, организовавший рекламное агентство в Кот д’Ивуар, попросил меня принять участие в создании рекламы. Я уехал в Африку вместе с Jo Maka, Adolf Winkler, Tony Rabeson и Sylvain Marc. По возвращении из Абиджана, этот африканский опыт найдет свое продолжение в одном из самых чудесных альбомов "Histoire sans parole", за которым сегодня охотятся все поклонники Луисса.
Jean-Claude Brisson, Jean-Louis Cavalier, Bernard Dumont и Robert Rea сняли «Blues, Blanc, Rouge», цветной документальный фильм о музыканте, продолжительностью 1ч. 20 мин., вышедший в 1977 году. В нем мы видим Эдди Луисса, играющего и импровизирующего на органе в различных местах и дома.
В 1977 году Эдди со своей женой Мартиной решает навсегда поселиться в Пуату и посвятить себя музыке. Эдди регулярно играет с ансамблями, включающими молодые дарования, такие как Frederic Sylvestre, Abdou M'Boup и Paco Sery, чудо-ударника, открытого им в Кот д’Ивуаре, и принявшего затем участие в записи альбома "Sentimental Feeling".
В конце 1982 года, по предложению Henri Salvador, Эдди дирижирует его биг-бэндом в серии концертов «Марионетки». «Согласно своему пониманию больших оркестров я подпривил состав музыкантов и мы вместе играли более 6 месяцев». Затем Эдди организовал октет, включающий Dominique Pifarely, Tony Rabeson, Jim Cuomo, Frederic Sylvestre, Abdou M'Boup et Michel Peyratout. Покоряя новые музыкальные просторы, Луиссс представил в марте 1986 года в l'Elysee Montmartre свою премьеру "Multicolor Feeling" и записывает в 1987 году альбом, имевший большой успех (вышедший тиражом более 60000 экземпляров), "Sang Mele" на Nocturne. В этом же году, осенью, по предложению Andre Francis, директора фестиваля джаза в Париже, он представляет в Theatre de la Ville новую версию "Multicolor Feeling", удалив секцию трубачей, но усилив в некоторых частях количество фанфар с 1 до 60. Это был триумф. На фестивале Banlieues Bleues Эдди Луисс пошел еще дальше, увеличив в Sevran в апреле 1991 количество фанфар до 100. Новый триумф и «живой альбом».
В июне 1994 года Эдди Луисс вновь встречает своего друга Мишеля Петруччиани и они играют три вечера в Petit Journal Montparnasse, клубе, где ои вперные играли дуэтом в 1988 году. Эта встреча подарила нам великолепный альбом "Conference de presse", вышедший на Dreyfus Jazz. В августе 1995, по приглашению Olivier Bloch-Laine, (который уже сопродюссировал в 1983 году 45-пятку "Les Elephants", сегодня очень разыскиваемую коллекционерами) Эдди пересек Атлантику, чтобы записать в Новом Орлеане альбом "Louissiana".
1999 год Эдди Луисс начинает с выхода нового альбома "Sentimental Feeling" на Dreyfus Jazz в компании трех старих товарищей Xavier Cobo, Daniel Huck и Paco Sery и оркестра фанфар. Иногда он принимает участие в различных проектах с Claude Nougaro, Jacques Higelin, Barbara, Jane Birkin, Charles Aznavour.
50 ЛЕТ В МУЗЫКЕ.
В 2006 году Эдди продолжает заниматься музыкой, несмотря на проблемы со здоровьем. Концетрт, состоявшийся 8 августа 2006 года на фестивале стал дебютом в этом периоде битвы с болезнью. После ампутации левой ноги начинается долгий трудный период.
Бокс-сет «D’un jour a l’autre» выходит в 2009 году и анонсирует его возвращение.
В 2010 году Эдди начинает свое возвращение на сцену с празднования своей музыкальной карьеры в «Олимпии», возрождает проект « Multicolor Feeling Fanfare», в котором участвуют более 60 музыкантов. Записывает альбом « Taurorque » и принимает участие в записи саунд-трека фильма «Le Bruit des glacons» Бертрана Блие с Жаном Дюжарденом и Альбером Дюпонтелем.
Дискография приведена не полностью. Представлены наиболее известные и популярыне альбомы, в числе которых гипер-ссылками отмечены те, которые имеются в нашем каталоге. Полную дискографию смотрите на странице исполнителя на www.allmusic.com
1964 Jazz Long Playing with Daniel Humair and Jean-Luc Ponty 1966 Trio HLP with Daniel Humair und Jean-Luc Ponty 1970 Our Kind of Sabi with John Surman, Niels-Henning Ørsted Pedersen und Daniel Humair 1971 Orgue, Vols. 1 & 2*, with Kenny Clarke, Jimmy Gourley, Guy Pedersen 1979 Histoire Sans Parole 1987 Sang mêlé 1994 Eddy Louiss/Michel Petrucciani (live) 1994 Conférence de presse mit Michel Petrucciani 1995 Conférence de presse, vol. 2 1995 Louissiana* 1996 Stephane Grappelli & Eddy Louiss - Blue Skies 1996 Floméla with Marc Bertaux, Tony Bonfils, Steve Ferrone, Bob Garcia, Jo Maka, Luigi Trussardi, Jean-Louis Viale 1997 Eddy Louiss Trio with Kenny Clarke, René Thomas 2000 Multicolor Feeling Fanfare* 2000 WéBé* 2001 Recit Proche with Xavier Cobo, Jean Marie Ecay, Paco Sery 2001 Jazz in Paris: Bohemia After Dark with Kenny Clarke, Jimmy Gourley, Guy Pedersen 2001 Jazz in Paris: Porgy & Bess 2002 Face to Face with Richard Galliano 2006 Ô Toulouse... Hommage à Claude
Большое спасибо за работу по переводу с французского, Андрей! Об Эдди Луиссе как оказалось не так много информации в сети, на русском вообще ничего. Зато теперь (и только у нас!) есть великолепная и исчерпывающая статья о творчестве Луисса!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]