Полное имя: Frank Anthony Peter Vincent Monterose, Jr. Родился: 19 января, 1927 г., Детройт, шт. Мичиган, США Умер: 16 сентября, 1993 г., Ютика, шт. Нью-Йорк, США Профиль: музыкант, копозитор Инструменты: тенор-саксофон, сопрано-саксофон Жанр: jazz, hard-bop Франк Энтони Monterose [Джей Ар] (поизводное от Junior - младший), вырос в Ютике, штат Нью-Йорк, куда его семья переехала спустя несколько месяцев после его рождения из Детройта. Играть начал в возрасте 13-ти лет, сначала на кларнете, а позже под впечатлением игры тенор-саксофониста из оркестра Гленна Миллера Текса Бенеке (Tex Beneke) переключился на тенор-саксофон. Формально не получил никакого музыкального образования. На раннем этапе своей карьеры находился под влиянием Коулмена Хоукинса (Coleman Hawkins) и Чу Берри (Chu Berry). Критик и историк джаза Леонард Фезер отмечал так же, что Монтроуз вдохновлялся пианизмом Бада Пауэлла (Bud Powell), и брал уроки музыки у знакомого пианиста и гитариста из Ютики Сэма Манкузо (Sam Mancuso). Его первым профессиональным опытом были выступления в танцевальных оркестрах в северной части Нью-Йорка в 1947-49 гг. В 1950-м он присодинился в оркестру трубача Генри Бюссэ (Henry Busse) и в течение года путешествовал с ним в национальном турне. После короткого возвращения в Ютику, Монтроуз присоединился к биг-бэнду Бади Рича (Buddy Rich), но из-за того что в биг-бенде было достаточно много прекрасных боповых музыкантов Дэйв Шильдкраут (Dave Schildkraut), Аллен Игер (Allen Eager), Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones)), он вскоре покинул его, сославшись на невозможность много солировать. В течение шести следующих месяцев Монтроуз находился в наркотической зависимости, и вернувшись домой несколько лет нигде не работал и не записывался. В середине и в конце 1950-х гг. он бьл солирующим музыкантом в окрестре Клода Торнхилла (Claude Thornhill), в группе музыкантов-модернистов вибрафониста Тедди Чарльза (Teddy Charles), в "Jazz Workshop" Чарльза Мингуса (Charles Mingus) (альбом "Pithecanthropus Erectus"), учавствовал в серии живых записей "Jazz Prophets" в вместе с Кенни Дорэмом (Kenny Dorham), а также с Джорджем Валлингтоном (George Wallington). В 1956-м году на лейбле Blue Note вышла дебютная сольная запись Монтроуза под названием "J. R. Monterose", спродюсированная самим Альфредом Лайоном (Alfred Lion), в 1959-м на лейбле Jaro вышел альбом "The Message". Оба эти альбома снискали уважение и хвалебные оченки, возможно, самых придирчивых джазовых крикивов Леонарда Фезера (Leonard Feather) и Нэта Хентоффа (Nat Hentoff). Франк Энтони Монтроуз и Кенни Дорэм. Фото: Фрэнсис Вольф Другие его записи, которые он делал в течение следующего десятилетия очень плохо документированы, а те, что есть свидельствуют о частых разъездах (Бельгия, Нидерланды, Денмарк). По преимуществу, все они были сделаны в малых составах, и издавались на небольших лейблах. Все это способствовало с одной стороны творческому росту самого Монтроуза, но с другой - его малой известности, его имя постепенно стало незаслуженно забытым. Последние потора десятиления своей жизни Монтроуз, выступал с живими концертами в различных городах штата Нью-Йорк, и в первую очередь в местечке под названеим "Lark Tavern" (см. также оф. сайт) на Мэдисон Эйв в городе Олбани; а также в "Opus 40" в городе Соджертис, на месте "экологической скульптуры", устроенной ранее на развалинах построек дрейвних майя. Эти записми были изданы неа лейбле Croscrane Records. В 1981-м году Монтроуз сделал запись со своим старым другом Томми Фланаганом (Tommy Flanagan) ("A Little Pleasure", Reservoir), где он сыграл также и на сопрано-саксофоне. В 1988-м году во время его кототкого визита в Копенгаген, датской радиовещетельной компанией совершенно случайно была сделана запись его выступления в клубе "Jazzhuz" (сегодня эти записи изданы на лейбле "Storyville" под названием "ТТТ". Последние его записи были изданы специальным изданием на Croscrane. Сегдня имя Монтроуза не забыто (хотя попрежнему оно считается малоизвестным и его записи не просто достать), он был и остается высоко оцененным среди самих музыкантов, критиков и любителей классического акустического джаза музыкантом. Он никогда не отрицал, что в значительной степени его стиль находился под влиянием Стена Гетца (Stan Getz), Сонни Роллинза (Sonny Rollins) и Джона Колтрейна (John Coltrane) (в меньшей степени), но он не позволял себе копировать их. "Я экспериментировал все свою жизнь, чтобы избежать копирования. <...> Если я не могу быть самим собой, нет никакого смысла быть в джазе" - говорил Монтроуз. Франк Энтони Монтроуз умер 16 сентября, 1993 года в Ютике в возрасте 66 лет. При подготовке материала были использованы материалы интернет-статей: |