Полное имя: Пол Блей Родился: 10 ноября 1932 г. в Монреале, Канада Профиль: музыкант, композитор, арранжировщик, дирижер Инструмнты: фортепиано, синтезаторы Официальный веб-сайт: www.improvart.com/bley/ Пол Блей - пианист, композитор, арранжировщик и дирижер, известный своим огромным инновационным вкладом в развитие джаза, в особенности фри-джаза 60-х годов. Будучи выдающимся сольным исполнителем, Пол Блей также поучаствовал в огромном количестве работ многих новаторов различных направлений джаза. Учиться музыке начал в Монреале (скрипка, фортепиано), играл в местных оркестрах, в 1945-48 руководил джазовым квартетом. В 1949 приехал в США, продолжил музыкальное образование в Джульярдской школе (по классу композиции и дирижирования). Работал на ТВ, был продюсером короткометражных художественных фильмов о джазе. В начале 50-х годов Пол Блей открывает клуб Jazz Workshop в Монреале, где выступает и записывается с Чарли Паркером. В то же время он немало сотрудничает с Лестером Янгом и Беном Вебстером. В 1953 году Блей дирижирует оркестром Чарльза Мингаса на записи Charles Mingus and his Orchestra, и в том же году Мингас отвечает ему благодарностью, выпуская совместно с Артом Блейки пластинку Introducing Paul Bley. В 1958 собирает свой собственный квинтет с Доном Черри, Орнеттом Коулменом, Чарли Хейденом и Билли Хиггинсом, с целью выступать в Hillcrest Club в Калифорнии. В 1960 присоединяется в трио Джимми Джуфрея вместе с басистом Стивом Своллоу. Коллектив отличался своим огромным новаторским вкладом, в чем им посодействовала не менее знаменитая жена Пола, Карла Блей. Творчество коллектива сделало огромный шаг в истории развития авангардной музыки и свободной импровизации. В то же время Пол Блей сотрудничает с Сонни Роллинсом, и результатом этого сотрудничества оказалась совместная с Коулменом Хоукинсом пластинка Sonny Meets Hawk. Обложка альбома Пола Блея "Closer" (1965 год) В 1964 вступает в формацию Jazz Composers Guild - крупное обьединение фри-джазовых музыкантов Нью-Йорка, среди которых известнейшие имена Росвелл Радд, Сисил Тейлор, Арчи Шепп, Карла Блей, Майкл Ментлер, Сан Ра и другие. Своей целью организация считала продвижение "джазовой революции", на пути к которой пользовались разными средствами, среди которых огромное количество совместных концертов. Пол Блей всегда был заинтересован в расширении своей звуковой палитры при помощи новых звуков (к примеру игра руками по струнам рояля). Таким образом в 1968 это привело его одним из первых к электроорганам, а уже в 1969 он первым дал концерт на синтезаторах Moog 26 декабря 1969, в зале Нью-Йоркской Филармонии. В последствии это привело к сотрудничеству с Аннет Пикок в группе Bley-Peacock Synthesizer Show. Но со временем его интерес к электронике исчез и он вернулся к акустическому инструменту. В 70-х годах в сотрудничестве с видеографом Керолом Госсом, участвовал в проекте Improvising Artists Inc, выпускающем исторически важные аудио- и видеозаписи сольных выступлений Сан Ра, а также другие фри-джазовые работы Джими Джуфрея, Ли Конитца, Гери Пикока, Лестера Бауи, Джона Гилмора, Пата Мэтени, Стива Лейси и других. В результате проделаной работы, Блей и Госс удастаиваются чести попасть на обложку журнала Биллборд. В 1981 даёт интервью в документальный фильм о фри джазе Imagine the Sound, где рассказывает об истории музыки. Пол Блей по сей день продолжает записывать альбомы, счет которых уже перевалил за сотню, а также давать мировые турне. В 1999 он выпускает автобиографию - "Stopping Time: Paul Bley and the Transformation of Jazz". В 2003 выходит биографическая книга на английском "Time Will Tell: Conversations with Paul Bley", а в 2004 - на итальянском - "Paul Bley: la logica del caso". В 2008 году Пол Блей удостоился наивысшей гражданской награды в Канаде - Ордена Канады. Большое спасибо уважаемому plow с сайта www.neformat.com.ua, выполнившему перевод сатьи с википедии! |