Рэй Браун (англ. Ray Brown) — американский джазовый музыкант, один из лучших джазовых контрабасистов. В основном, его творчество можно отнести к жанру бибоп. Его игра отличается точностью, красотой и отличимостью звука, полнотой и виртуозностью сделанных со вкусом басовых соло, устойчивым развитым динамичным свингом. Кроме того, следует отметить, что Рэй Браун в своих выступлениях придавал известную самостоятельность партии своего инструмента, а не ограничивался исключительно аккомпанементом, присущим контрабасу.Рэй Браун оказал очень большое влияние на манеру исполнения и технику игры многих джазовых басистов. Рэй Браун родился в Питтсбурге, 13 декабря 1926 года. Его первым инструментом было фортепиано, уроки которого Рэй Браун стал брать с восьми лет. Его отец хотел, чтобы Рэй Браун играл как Фэтс Уоллер, и в том возрасте Рэй играл его произведения на память. Затем, отец захотел, чтобы Рэй играл как Арт Тэйтум. Как вспоминает сам Рэй Браун Quote ...Это было уже несколько сложнее. Но это не было причиной тому, что я оставил игру на фортепиано. Я не мог найти себя в фортепиано. Оно не давало мне того, что я хотел. Кроме того, я был в школьном оркестре, а там было четырнадцать пианистов... Рэй хотел играть на тромбоне, но семья не могла себе позволить купить инструмент (или, может быть, тромбон также не давал ему того, что он искал). В школе был контрабас, и Рэй начал играть на нём - к тому же ему некоторое время позволялось уносить его домой на выходные. Но все же, в конце концов, отцу пришлось купить ему инструмент. Несмотря на то, что он уже имел предложения от профессиональных джаз-бэндов, мать заставила его закончить школу. Немедленно по ее окончании в 1944 году, Рэй Браун покинул город и был занят в течение полугода в Jimmy Hinsley’s band, а затем в Luis (Snookum) Russell’s band. В тот момент Рэй Браун испытывал сильное влияние Джимми Блантона, басиста оркестра Дюка Эллингтона. В 1946 году Рэй Браун счел себя достаточно подготовленным, чтобы попытать счастья в Нью-Йорке. Сразу по прибытии он направился клуб на 52-й улице, где, наряду с известнейшими джазменами того времени, он встретил Хэнка Джонса, с кем был знаком, а тот, в свою очередь, познакомил его с Диззи Гиллеспи. Quote После того, как мы поговорили, Хэнк сказал: "Только что пришёл Диззи Гиллеспи". Я сказал: "Где?! Представь меня! Я хочу с ним встретиться". Хэнк представил меня..."Ты хочешь сыграть?" - спросил Диззи. Я был близок к инфаркту... После прослушивания, восемнадцатилетний Рэй Браун был принят в группу. Наряду с ним и Диззи в ней играли Бад Пауэлл, Макс Роч и Паркер, Charlie Parker, а чуть позже добавился Милт Джэксон. Рэй Браун оставался в оркестре Диззи до 1948 года. Тогда, в качестве приглашенного гостя, в концертах группы участвовала молодая певица Элла Фицджеральд . В 1948 году Рэй Браун покинул Диззи Гиллеспи и женился на Элле Фицджеральд. C 1948 года по 1951 год Рэй Браун работал в трио вместе с Хэнком Джонсом и Чарли Смитом Брауном, где он был в том числе и музыкальным директором. Это трио наряду с собственной работой, аккомпанировало Элле Фицджеральд. В 1952 году Рэй Браун с Эллой Фицджеральд развелись, но остались добрыми друзьями на всю жизнь. Еще в 1949 году Рэй Браун встретил Оскара Питерсона, джазового пианиста, с которым впервые сыграл в том же году на Jazz at the Philharmonic concert, а с 1951 года началась совместная работа, которая продолжалась вплоть до 1966 года. Также в этот период Рэй Браун работает с Milt Jackson Quartet, который через год превращается в именитый Modern Jazz Quartet. Кроме того, Рэй Браун гастролирует с проектом Jazz at the Philharmonic. В 1966 году Рэй Браун переехал в Лос-Анджелес, что вызвало панику среди живущих там басистов, решивших, что Рэй Браун отнимет у них студийную работу. Браун в самом деле стал весьма востребованным студийным музыкантом, однако он кроме того занимался продюсированием и менеджментом. В то время им были написаны пособия для игры на контрабасе, и там же он разработал свой отличительный знак - инструмент, представляющий собой гибрид контрабаса и виолончели и ставший предшественником баса-пикколо. Многие молодые басисты Лос-Анджелеса в конце концов поняли, что ошибались в прогнозах. Рэй Браун не только не отнял у них работу, но и, напротив, выступил талантливым преподавателем и менеджером, продвигающим молодые таланты. С 1972 года сотрудничает с Дюком Эллингтоном, в 70-е годы басист руководит известными джазовыми фестивалями Monterey и Concord. C 1974 года по 1982 год, Рэй Браун выступал и записал несколько альбомов с гитаристом Laurindo Almeida, саксофонистом и флейтистом Bud Shank и барабанщиком Shelly Manne, которого после 1977 года заменил Jeff Hamilton. Группа выступал под названием The L.A. Four. В течение своей долгой карьеры Рэй Браун записывался со многими известными музыкантами. В 90-ых Браун создает свой всемирно известный проект "Some of My Best Friends Are...", в котором он играет с самыми именитыми музыкантами старого и нового джаза. Рэй Браун умер 2 июля 2002, по дороге в Индианаполис, где должен был играть в концерте Jazz Kitchen, в то время, когда он вздремнул после партии гольфа. В соответствии с его инструкциями на случай смерти, на похоронах была организована вечеринка - джем-сейшн продолжался весь вечер. Quote «Я просто играю на контрабасе уже почти шестьдесят лет. Я думаю... Басист должен всегда иметь прежде всего отличный ритм и отличный звук. Хорошо взаимодействовать с ансамблем. Что такое джаз? Джаз - это чувство. Это зависит от тебя, от того, что эта музыка для тебя означает. Для разных людей - по-разному. Для меня джаз - доброе чувство, оно заставляет меня улыбаться, двигаться, притоптывать ногой. Разные ощущения джаза чаще всего и не пересекаются, потому что те, кто по-другому чувствует, по-другому и играют. Я играю вот так - со свингом. И в коллективах, где я играл, всегда ценили именно это, иначе меня бы и не приглашали». По материалам Википедии |