Главная » 2012»Март»9 » Martijn van den Hoek - Schubert: Impromptus, Op. 90 & 142 (2000)
15:51
Martijn van den Hoek - Schubert: Impromptus, Op. 90 & 142 (2000)
Исполнитель: Martijn van den Hoek Название альбома: Schubert: Impromptus Год записи: 2000 Лейбл: Brilliant Classics Период: Romantism Catalog# 93307 Рип: Exact Audio Copy (AccurateRip) Формат рипа: APE (image) + CUE + LOG Длительность звучания: 66:24 Размер архива: 184 mb, 3% для восстановления Скачать с: hotfile.com Источник: Собственная коллекция
Экспромт (от лат. expromptus - готовый) - инструментальная пьеса импровизационного характера. Экспромт как самостоятельный муз. жанр, гл. обр. фп. пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в лит-ре) в период становления романтизма в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирич. высказывания в эстетике этого направления.
Экспромты и музыкальные моменты Шуберта — первые романтические миниатюры в которых отразилось стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. Классические образцы жанра – это экспромты Ф.Шуберта (ор. 90 и op.142), оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие романтической фортепианной миниатюры.
Это название композиторы дают небольшим пьесам, обычно порывистого и импровизационного характера. Экспромт должен производить впечатление импровизации под влиянием определённого настроения или переживания данной минуты (данной ситуации), но не обязательно ей является.
Впервые слово «Impromtu» для обозначения своего произведения применил чешский композитор Ян Вацлав Воржишек в 1817 году.
Со второй половины XIX века жанр экспромта становится достаточно редким и появляется в единичных сочинениях Скрябина, Форе и ряда других композиторов.
Обычно экспромт отличается ярким непосредственным лиризмом, свободой музыкального развития, порывистостью. Свобода формы в экспромте относительна: экспромты Шуберта или Шопена имеют чёткую, преимущественно трёхчастную, структуру.
Track List
Impromptus opus 30 (D899) & opus 142 (D935), 1827
1. Impromptu in C minor, Op. 90 Nr. 1: Allegro molto moderato 2. Impromptu in E flat major, Op. 90 Nr. 2: Allegro 3. Impromptu in G flat major, Op. 90 Nr. 3: Andante 4. Impromptu in A flat magor, Op. 90 Nr. 4: Allegretto 5. Impromptu in F minor, Op. 142 Nr. 1: Allegro moderato 6. Impromptu in A flat major, Op. 142 Nr. 2: Allegretto 7. Impromptu in B flat major, Op. 142 Nr. 3: Andante mit Variationen (Rosamunde) 8. Impromptu in F minor, Op. 142 Nr. 4: Allegro vivace
Personnel
Martijn van den Hoek - piano
Recorded 20 June, 13 December 2000, Remonstrantse Doopsgezinde Gemeente Deventer, The Netherlands
"Шубертиады"
Julius Schmid. "A Schubert Evening in a Vienna Salon" (1897)
На первых порах композитор поселился в убогой мансарде с поэтом Майрхофером. Обстановка была скромной: две кровати, старый рояль, стол и книжная полка. Выпив утром чашку черного кофе, Майрхофер спешил на службу. Шуберт же с раннего утра садился за сочинение. В тишине работа шла интенсивно. Около двух часов, когда голод давал себя знать, Шуберт шел в трактир, где за гроши можно было получить тарелку лапши или жареной картошки. Если же денег не было, приходилось довольствоваться краюхой черствого хлеба с огрызком колбасы.
К вечеру, когда возвращался Майрхофер, композитор освобождал для него стол, а сам отдыхал, читал газету. Проигрывал товарищу кое-что из сочиненного. А иногда, познакомившись с новыми стихами своего друга, перекладывал их на музыку. Майрхофер же с увлечением припевал новинку, поражаясь той чуткости, с какой Шуберт передавал в своей композиции тончайшие оттенки настроения, для которых поэту часто не хватало слов. Вечера композитор проводил с друзьями или бывал в театре.
Кружок друзей, группировавшихся вокруг Шуберта, все более расширялся. В него входило немало широко образованных и серьезно мыслящих людей. Все они преклонялись перед истинно прекрасными и правдивыми творениями искусства, ненавидели мрачный меттерпиховский режим. Были среди них музыкальные сочинители, певцы и пианисты, поэты, художники. Большинству из них приходилось заниматься юриспруденцией или же работать в качество мелких чиновников в различных имперских канцеляриях.
Собрания кружка происходили на чьей-нибудь квартире, где было попросторней, или же в одной из комнат ресторана. Видное место на собраниях занимало прослушивание произведений Шуберта. Отсюда и пошло название «шубертиады». Здесь знакомились с новыми, недавно сочиненными песнями хорами, вокальными ансамблями и разного рода инструментальными пьесами. В исполнении песен и хоров непосредственное участие принимали все члены кружка. И, разумеется, лучшим украшением «шубертиад» были артистические выступления Фогля.
<...>
Вслед за концертным отделением следовали игры: в лапту, в жмурки, в мяч. Этот момент «шубертиад» чудесно зарисовал ху-дожник Л. Купельвизер.
Молодой Франц Шуберт. Портрет хужожника Леопольда Купельвизера (Leopold Kupelwieser). До конца не известно изображен ли здесь молодой Шуберт или кто-то другой. Есть мнение, что Купельвизер соединил в этом портрете Шуберта и одного молодого человека, который был постоянным посетителем "шубертиад".
Шуберт только что окончил играть, он сидит у раскрытого рояля, повернувшись в сторону веселой компании. Вовсю идет оживленная игра в лапту, а кто-то подготавливается к разыгрыванию в лицах шарад. Лучшую зарисовку «шубертиады» сделал молодой художник Мориц Швинд.
На первом плане картины у рояля импозантная фигура Фогля. Держа в руках ноты, он с увлечением исполняет одну из шубертовских песен. Композитор аккомпанирует. Шпаун рядом напряженно всматривается в ноты, чтобы вовремя перевернуть страницу.
Подальше разместились остальные друзья. На заднем плане у печки Майрхофер, с ним рядом — Зепп. Этого товарища давно уже не было па сборищах: он был арестован и выслан. Но шубертовские песни на стихи Зеппа звучали на «шубертиадах». У дверей — художник Купельвизер, направо от него поэт Грильпарцер.
Наряду с «шубертиадами» концертного характера устраивались и литературные чтения. Друзья знакомились с новыми произведениями, горячо обсуждали премьеры пьес, спорили о них. Говорили о судьбах современного искусства, его роли в общест-венной жизни.
Под конец начинались веселые танцы. Сидя за роялем, Шуберт импровизировал вальсы, экосезы, галопы. И, если очередной танцевальный наигрыш казался ему удачным, композитор повторял его несколько раз, чтобы получше запомнить и на другой день записать его. Так возникли тетради танцев. Однако друзья композитора не раз сожалели о том, что многие прекрасные импровизации композитора остались незаписанными. Читать полностью...
Спасибо за оценку, Александр, я старался )). Вся эта информация я считаю только поможет слушателю проникнуться духом этих небольших сочинений в своем воображении. Я сам этим очень заинтересовался, после того как сходил на концерт Константина Лифшица, на котором лектор-музыковед Ирина Цыганова рассказала очень интересные факты об этих "шубертиадах". Вот послушайте
Кстати, глянул вот на этого пианиста Martijn van den Hoek. Он даже на самого Шуберта похож!