Если протянуть культурную ось между Германией и Японией, в её центре будет Россия. Все три культуры незримо связаны по музыкальному духу – Бах в России больше чем композитор, а Чайковского, «наше всё» в русской музыке, современники нередко обвиняли в немецком влиянии. Русская же музыка в Японии – особая тема. В чём причина её популярности – широкое поле анализа для музыковедов, которые, надеюсь, когда-нибудь ею займутся.
Возможно поэтому Фредерик Кэмпф, сын немецкого бухгалтера и мамы японки, которая занимается недвижимостью, приезжает в Россию, где ему не просто рады – его любят и ждут. На афишах странно видеть официально длинное имя Фредерик – все знают его как Фредди Кэмпфа, за глаза по-свойски именуя Федей, как до сих пор не привыкли к правильному имени Вэна Клайберна, в просторечье до сих пор, спустя полвека, любовно называя Ваней Клиберном. Да, вот так – наши парни, Ваня Клиберн, Федя Кемпф.
Его известность определили две победы – на конкурсе «Classical BRIT Awards» в 1992 и московском XI Конкурсе им. П.И. Чайковского в 1998, где наравне с незабываемым Алексеем Султановым они были безусловными фаворитами, по мнению слушателей и прессы. Оба конкурса знаковые, победа в них, и даже участие – тогда в России Фредерик Кэмпф получил третью премию (что вызвало волну возмущения публики и прессы), не проходит незамеченной. Фредди, в отличие от Султанова, не обиделся – он лёгкий человек. Сейчас с Россией Фредди связывает много – у него русская жена Соня, он неплохо изъясняется по-русски. Его учителем был Рональд Смит, ученик Феликса Блуменфельда, педагога Владимира Горовица. Как и учитель, Кемф хорошо знает русскую классическую музыку и рад ощущать в какой-то степени принадлежность к ней – в Англии, где живёт Кемпф, нет национальной школы игры, там приглашают учителей из-за границы, что не очень хорошо, по мнению Кемпфа.
Фредди Кемпф молод, артистичен и при этом подкупает искренней простотой в манерах, общении с публикой. Чёрные брюки, пиджак, водолазка – его неизменный концертный образ. Он любит простую одежду и ненавидит галстуки или бабочки – как и десять лет назад.
В России пианист выступает часто, услышать его можно не только в Москве, но даже Барнауле и в Рязани – и это замечательно, потому что пианист он блестящий, с такой культурой звука, которая с основанием причисляет его к лучшим исполнителям мирового класса. В России, особенно провинции, таких музыкантов встретишь нечасто, и это настоящий подарок для нас. Аншлаг в Большом зале московской консерватории говорит сам за себя.